Руководство по эксплуатации. Гарантии

БАТАРЕЯ АККУМУЛЯТОРНАЯ
СВИНЦОВАЯ СТАРТЕРНАЯ

Руководство по эксплуатации

1 Назначение батареи

  • 1.1   Батарея аккумуляторная свинцово-кислотная стартерная номинальным напряжением 12 В (далее по тексту – батарея) изготовлена в соответствии с требованиями ДСТУ ГОСТ 959, ЕN 50342, технических условий на батареи конкретного типа и предназначена для пуска двигателей и питания электрооборудования автотракторной техники.
  • 1.2   Батарея поставляется потребителям залитая электролитом и заряженная.
  • Для заливки и работы батареи применяется электролит – раствор серной кислоты (ГОСТ 667) в дистиллированной воде (ГОСТ 6709). Плотность заливаемого электролита, приведенная к 25 °С, а также электролита в полностью заряженной батарее должна быть 1,28±0,01 г/см3.

2 Меры безопасности

  • 2.1   ВНИМАНИЕ! Смесь водорода с воздухом взрывоопасна. КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ вблизи батареи курить, пользоваться открытым огнем, допускать искрообразование, в т.ч. путем замыкания полюсных выводов батарей.
  • Многолетний опыт эксплуатации батарей во всех странах привел к выработке еще одной рекомендации: в сухую погоду не следует приближаться к батарее в течение минимум одного часа после длительной поездки или во время подзарядки с помощью зарядного устройства в одежде, содержащей шерсть или синтетические волокна, так как возможен разряд на батарею электростатического электричества, накопленного на теле человека. Необходимо вначале снять заряд со своего тела (одежды), а также с корпуса батареи, кратковременно накрыв ее влажной тканью. ВНИМАНИЕ! Ткань не должна касаться полюсных выводов батареи.
  • 2.2   ЭЛЕКТРОЛИТ – АГРЕССИВНАЯ ЖИДКОСТЬ. При попадании его на незащищенные участки тела немедленно обильно промойте их водой и 10 % раствором питьевой соды. При необходимости обратитесь за медицинской помощью.
  • 2.3   Присоединение и отсоединение батареи должно производиться при неработающем двигателе и отключенных потребителях тока (выключенном зарядном устройстве). При этом вначале присоединяется положительный полюс, а затем отрицательный. Отсоединение батареи производится в обратной последовательности.
  • ЗАПРЕЩАЕТСЯ стучать по полюсным выводам и наконечникам кабелей при присоединении и отсоединении батареи, т.к. это может привести к обрыву электрической цепи батареи.
  • 2.4   Клеммы подводящих проводов должны быть плотно зажаты на полюсных выводах батареи, а сами провода прослаблены.
  • 2.5   С целью предотвращения возможности травмирования при работе с батареей или вблизи батареи на крышке моноблока нанесены запрещающие и предупреждающие знаки безопасности:
Не курить
Не курить, беречь от открытых
источников огня и искры
 
Едкое/коррозионное
Едкое/коррозионное
 
Работать в защитных очках
Работать в защитных очках
 
 Выполнять руководство по эксплуатации
Выполнять руководство по эксплуатации
 
Хранить вдали от детей
Хранить вдали от детей
 
Опасность взрыва
Осторожно! Опасность взрыва
 

Символ переработки
Свинец
Свинец
Рисунок 1 – Знаки безопасности

3 Подготовка батареи к использованию

  • 3.1   Перед установкой залитой батареи на транспортное средство или на хранение следует проверить плотность электролита в батарее. Если плотность электролита ниже значений, указанных в пункте 1.2, на 0,03 г/см3 и более или значение плотности в аккумуляторах батареи отличаются более чем на 0,01 г/см3, батарею следует зарядить согласно 3.3 –3.5.
  • ВНИМАНИЕ! В батарее данной конструкции могут применяться пламегасители и вентиляционные устройства, встроенные в пробки. Эти пробки на заводе–изготовителе установлены в средние (№ 3, № 4) аккумуляторы (ячейки). Они отличаются от остальных пробок наличием в центре пробки газоотводящего отверстия и цветом.
  • До начала эксплуатации проверьте наличие этих пробок, отсутствие загрязнений в зоне газоотводящих отверстий.
  • Примечание: При эксплуатации новой батареи РЕКОМЕНДУЕТСЯ первую проверку уровня и плотности электролита провести после 100 км пробега с начала эксплуатации, т.к. не исключено, что после заряда батареи на заводе в карманных сепараторах остались пузырьки газа. Под воздействием вибрации, во время движения транспортного средства, газ выходит из карманных сепараторов через вентиляционные отверстия батареи и улетучивается в атмосферу. Вследствие этого уровень электролита в батарее может существенно понизиться.
  • Если при контроле стеклянной трубкой окажется, что в одном из аккумуляторов (одной из ячеек), или во всех, уровень электролита ниже нормы, а плотность электролита соответствует норме, то необходимо долить электролит до нормального уровня, указанного в 4.6, при этом плотность электролита должна быть равной эксплуатационной, т.е. замеренной.
  • 3.2   В случае, если конструкцией батареи предусмотрена установка индикатора заряженности батареи и уровня электролита, следует руководствоваться надписями на этикетке с учетом следующих пояснений:
    • ЗЕЛЕНЫЙ С КРАСНЫМ КРУЖКОМ В ЦЕНТРЕ «Заряд в норме»- батарея заряжена более чем на 65%. Уровень электролита в норме;
    • БЕЛЫЙ С КРАСНЫМ КРУЖКОМ В ЦЕНТРЕ «Батарею подзарядить» - батарея заряжена менее чем на 65%. Уровень электролита в норме. Батарея нуждается в дополнительной стационарной подзарядке;
    • КРАСНЫЙ С ЧЕРНЫМ КРУЖКОМ В ЦЕНТРЕ «Срочно зарядить» - батарея заряжена на 50%. Уровень электролита в норме. Батарея нуждается в срочной дополнительной стационарной зарядке или замене;
    • КРАСНЫЙ С БЕЛЫМ КРУЖКОМ В ЦЕНТРЕ «Долить дистиллированную воду» - уровень электролита ниже нормы. Долить дистиллированную воду.
  • 3.3   Заряд батареи следует проводить в хорошо проветриваемом помещении током в амперах, численно равным 10 % от номинальной емкости (например: 6,0 А при номинальной емкости батареи 60 А|ч).
  • ВНИМАНИЕ. При достижении напряжения 14,4 В на выводах батареи зарядный ток следует уменьшить в два раза и проводить заряд до достижения постоянства напряжения и плотности электролита (с учетом температуры) в течение 10-ти часов, т.е. до полного заряда. В общем случае время заряда зависит от степени разряженности батареи.
  • 3.4   При проведении заряда НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ПЕРЕГРЕВ ЭЛЕКТРОЛИТА выше 45С. В противном случае заряд прервать до снижения температуры электролита до 35 С.
  • 3.5    По достижению полного заряда следует проверить уровень и плотность электролита. При необходимости плотность электролита откорректировать в соответствии со значениями, приведенными в пункте 1.2. При этом значения плотности в аккумуляторах батареи должны отличаться не более чем на 0,01 г/см3. Повышенная плотность корректируется доливкой дистиллированной воды.
  • В процессе корректировки плотности и уровня электролита каждый раз батарею следует ставить на заряд на 40 минут при напряжении 15-16 В с целью интенсивного перемешивания электролита.
  • Уровень электролита следует корректировать с учетом изложенного в 4.6.

4 Использование и техническое обслуживание батареи

  • 4.1   Батарея должна быть укомплектована и закреплена на транспортном средстве согласно его руководству по эксплуатации. Ненадежное крепление батареи приводит к ее механическому повреждению, преждевременному разрушению электродов и коротким замыканиям.
  • 4.2    Батарею следует содержать в чистоте (протирать ветошью, увлажненной слабым щелочным (содовым) раствором).
  • 4.3    Клеммы подводящих проводов должны быть зачищены и смазаны тонким слоем технического вазелина.
  • 4.4    Пуск двигателя производится при отключенной передаче или при выжатом сцеплении продолжительностью не более 10-15 секунд с перерывами между пусками не менее минуты. Если после пяти попыток двигатель не заработал, то батарею следует зарядить, систему пуска двигателя проверить.
  • Многократные, длительные попытки безуспешного пуска двигателя приводят к недопустимо глубокому разряду батареи.
  • 4.5    НЕ ДОПУСКАЕТСЯ НЕДОЗАРЯД ИЛИ ПЕРЕЗАРЯД БАТАРЕИ. Напряжение подзарядки от генератора должно соответствовать руководству на транспортное средство (14,2 ± 0,3) В.
  • 4.6    ВНИМАНИЕ! При эксплуатации батареи уровень электролита должен находиться в диапазоне между минимальным и максимальным уровнями.
    • Минимальным (в зависимости от конструкции батарей) считается уровень электролита, выступающий над верхним краем сепаратора не менее 15 мм или не менее 5 мм от полюсного мостика (если мостик находится непосредственно под заливочной горловиной).
  • Максимальный уровень электролита обусловлен конструкцией батареи и указан соответствующей отметкой на боковой поверхности. В случае отсутствия маркировки уровня электролита максимальным уровнем следует считать высоту электролита на 10 мм выше минимального, т.е. 25 мм или 15 мм соответственно.
  • При снижении уровня электролита ниже минимального уровня (15 мм от кромки сепаратора или 5 мм от мостика) необходимо долить дистиллированную воду.
  • Доливка электролита не допускается, кроме случаев, описанных в 3.1. Операцию доливки дистиллированной воды следует проводить после полной зарядки батареи по следующей схеме:
    • вывинтить пробки;
    • измерить уровень электролита (например, стеклянной трубкой под ее собственным весом). В зависимости от исполнения батареи за базу принимать либо края сепаратора, либо мостик полублока электродов;
    • долить дистиллированную воду до максимального уровня (см. 4.6);
    • завинтить пробки;
    • произвести выравнивающий заряд батареи с целью перемешивания электролита (см. 3.3).
  • Превышать верхний допустимый предел уровня электролита, также недопустимо, так как это может привести к выплескиванию электролита через газоотводящие каналы наружу батареи.
  • В холодное время года доливать дистиллированную воду следует в отапливаемом помещении с последующим зарядом.
  • 4.7   Батарею следует поддерживать в заряженном состоянии. Не реже одного раза в полгода проверять плотность электролита. При уменьшении плотности на 0,03 г/см3 и более батарею следует зарядить согласно 3.3 – 3.5. Снижение плотности электролита ниже 1,25 г/см3, приводит к необратимой сульфатации и выходу батареи из строя, а при отрицательных температурах – к замерзанию электролита и разрушению батареи.
  • 4.8    Пользователям автомобилей с механическим реле-регулятором напряжения рекомендуется регулярно (не реже одного раза в 3 месяца) проверять напряжение бортовой сети.
  • Обращаем Ваше внимание, что при напряжении выше 14,5 В и высокой температуре подкапотного пространства автомобиля происходит перезаряд батареи и повышенный расход воды; при напряжении ниже 13,9 В, частых пусках двигателя и непродолжительных пробегах (особенно в зимнее время) возможен систематический недозаряд батареи.

5 Транспортирование и хранение

  • 5.1   Транспортирование батарей производится в крытых транспортных средствах, обеспечивающих защиту их от механических повреждений и загрязнения от попадания атмосферных осадков и прямых солнечных лучей.
  • Батареи транспортируются и хранятся в вертикальном положении, выводами вверх.
  • 5.2    Батареи следует ставить на хранение полностью заряженными. Не реже одного раза в месяц следует проверять плотность и уровень электролита. В случае уменьшения плотности на 0,03 г/см3 и более - батареи зарядить согласно 3.3 – 3.5. Уровень электролита следует корректировать дистиллированной водой. Доливка электролита не допускается.
  • НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ХРАНЕНИЕ БАТАРЕИ С УРОВНЕМ ЭЛЕКТРОЛИТА НИЖЕ НОРМЫ. НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ХРАНЕНИЕ РАЗРЯЖЕННОЙ БАТАРЕИ.
  • Хранить батареи рекомендуется в прохладных помещениях, вдали от нагревательных приборов.

6 Гарантии изготовителя

  • 6.1    Изготовитель гарантирует соответствие качества батареи при соблюдении условий ее эксплуатации, транспортирования, хранения и исправности электрооборудования транспортного средства.
  • Гарантийный срок эксплуатации батареи составляет 24 месяца, при гарантийной наработке транспортного средства не более 75 тыс. км пробега или выработке ресурса в пределах этого срока не более 2500 моточасов, и исчисляется со дня изготовления батареи.
  • Для батарей отдельных конструкций, при условии гарантийной наработки транспортного средства не более 75 тыс. км пробега (выработке ресурса в пределах этого срока не более 2500 моточасов) и своевременного прохождения сервисного обслуживания батареи в региональном центре или у официального дилера, предусмотрен срок гарантии 36 месяцев, который указан на этикетке конкретной батареи.
  • Гарантийный срок эксплуатации батарей, установленных на автомобилях «такси (маршрутное такси)», составляет 12 месяцев.
  • ВНИМАНИЕ. Настоятельно рекомендуется прохождение сервисного обслуживания батареи в региональном центре или у официального дилера (продавца) каждые 6 месяцев эксплуатации батареи с отметкой даты прохождения в гарантийном талоне.
  • 6.2    В течение гарантийного срока предоставляется обслуживание, которое включает в себя: консультации по вопросам эксплуатации и зарядки батареи, контроль состояния батареи, корректировку уровня электролита и контроль напряжения заряда батареи на автомобиле.

7 Порядок предъявления рекламаций

  • 7.1   В случае обнаружения неисправности батареи необходимо предоставить официальному дилеру (продавцу) батарею, гарантийный талон и автомобиль, на котором эксплуатировалась батарея, или направить рекламацию в адрес предприятия–изготовителя с приложением гарантийного талона и письменного заявления, содержащего суть претензии.
  • 7.2   Претензии не удовлетворяются в следующих случаях:
  • 7.2.1   Отсутствуют документы, необходимые для предъявления рекламации.
  • 7.2.2   Маркировка на батарее не соответствует сведениям, указанным в гарантийном талоне.
  • 7.2.3   Батарея механически повреждена, подвергалась вскрытию или ремонту.
  • 7.2.4   Батарея эксплуатировалась не закрепленной на транспортном средстве или плохо закрепленной, что привело к чрезмерной вибрации батареи и, как следствие, к разрушению пластин или нарушению герметичности корпуса батареи.
  • 7.2.5   Батарея предъявлена со слитым электролитом или уровнем электролита ниже нормы.
  • 7.2.6   Плотность электролита в заряженной батарее (в двух или более аккумуляторах) выше 1,31 г/см3.
  • 7.2.7   Батарея разряжена, т.е. плотность электролита ниже 1,20 г/см3 при температуре от 15 °С до 20 °С в трех и более аккумуляторах батареи.
  • 7.2.8   На вентиляционных отверстиях пробок (при эксплуатации более 6 месяцев) имеется темно - коричневый налет, а в электролите – наличие осадка темно-коричневого цвета, что свидетельствует о систематическом перезаряде батареи.
  • 7.2.9   Наличие в электролите непредусмотренных предприятием-изготовителем батареи химических веществ, в том числе и различного рода добавок.
  • 7.2.10   Доливка недистиллированной или грязной воды, что приводит к ускоренному саморазряду батареи.
  • 7.2.11   Засорены вентиляционные отверстия пробок.
  • 7.2.12   Имеется неисправность зарядного устройства автомобиля.
  • 7.2.13   Неправильно выбрана стартерная батарея для данного типа транспортного средства.
  • 7.2.14   Использование нештатных (дополнительных) потребителей электрической энергии, которое влечет за собой постоянную разряженность батареи и, как следствие, преждевременной износ.
  • 7.2.15   Наличие следов оплавления полюсных выводов и моноблока батареи, что свидетельствует о некачественном контакте клемм с полюсными выводами батареи или коротком замыкании.
  • 7.2.16   Взрыва батареи при отсутствии обрыва электрической цепи.

8 Утилизация

  • 8.1   Батарея, отработавшая установленные сроки, с учетом ее фактического состояния, подлежит утилизации на специализированном предприятии, о чем свидетельствует соответствующий знак на этикетке.

WESTA Международная Научно-промышленная Корпорация «ВЕСТА»
ул. Писаржевского, 5 г. Днепропетровск, 49005, Украина
E-mail:
Web: http://westa.com.ua